botya (botya) wrote,
botya
botya

Categories:

Сериал "Во все тяжкие"

Досмотрели "Ломай кровать". Несколько слов об этом великом сериале.

Основа успеха любого фильма или сериала – хороший сюжет. Обязательная приправа для варки правильной истории – глубокий психологизм героев, достоверность, преображение по мере раскрытия характеров. И, наконец, совсем убойная вещь получается, когда ко всему этому добавляется угадывание, попадание в зрителя: это когда сам зритель легко может представить себя на месте главных героев.




Вообще, если написать отвлечённо фабулу сюжета, то можно счесть это просто за обычную новость из российской провинции. Где-то далеко в захолустном облцентре жил мужик. Учёный, химик, но с карьерой не задалось. Работал простым школьным учителем, едва сводил концы с концами. Ипотека, кредитки, дешёвая машина и сын-инвалид. Беременная жена. Короче, денег нет совсем. После работы подрабатывал на автомойке ("...идите в бизнес..."). Тут он узнаёт, что болен раком, и хорошее лечение встанет в стоимость дома, потому что стандартная страховка не покроет. Наконец, у него есть свояк-мент, человек бесцеремонный, но при нормальных деньгах и связях. Ну, в-общем, только попа-педофила не хватает, а так и не узнать, в какой стране было дело, в нашей или нет.

Проблемы капитализма, на самом деле, одинаковы на всех континентах. Все любят успешных, но у каждого миллионера свой садик лузеров, а за каждым миллиардером точно своё кладбище, наколоченное либо специально (как это часто бывает в России), либо непреднамеренно (как в сериале "Во все тяжкие"). Да, к концу сериала, в 5 сезоне история снова возвращается к тем двум персонажам, с которыми мы познакомились вначале. Именно друзья главного героя Уолтера Уайта, кинувшие его когда-то по химическому бизнесу и теперь заработавшие 2 миллиарда, в конечном счёте виноваты. Не как особо злобные личности (хотя и кидалово тоже не самый хороший поступок), но как персонификация общественных отношений, которые неумолимым катком едут по судьбам людей. И многие с покорностью поддаются злому року судьбы, становятся нарками, проститутками, просто влачат кое-какое существование. Но не Хайзенберг.

Все дальнейшие события являются развитием этой сюжетной первоосновы. Что делать, когда тебя выкидывают из твоей судьбы, твоей жизни? Когда ты понимаешь, что скоро умрёшь, а твои дети будут нищими? Рыпаться или не стоит? Находить успокоение в религиозных сказках про воздаяние на небесах, или трепыхаться, пока бьётся сердце? Уолтер Уайт находит свой метод случайно, ему практически вручают его судьбу. Но никто не смог бы сделать первый, самый важный шаг в этом направлении, не будучи внутренне готовым отстоять свою человеческую правду, своё достоинство. Итак, мистер Уайт говорит: "Нет, так просто я не умру!". И начинает варить наркотик метамфетамин.

Да, общество не оставило человеку быстрого способа поправить своё материальное положение, чтобы выжить или хотя бы оставить что-то детям. Да, человек сознательно принимает эти жестокие правила игры, и теперь он будет топить других (подсаживать на наркоту), а потом и собственноручно убивать, чем дальше, тем хладнокровнее, чтобы оставаться наверху самому. Кажется, это тоже можно назвать "волей к победе" и "конкуренцией" – когда на кону твоя собственная жизнь?

Фильм чем-то будет особенно понятен нам, русским, выросшим на великой русской литературе и на её основных вопросах – о "маленьком человеке" и "о твари дрожащей". Сначала маленький человек, забитый школьный учитель-химик позволяет себе жить и дышать полной грудью. Первые 10 тысяч долларов, первые разборки с местным бандюком, ощущение, что ты сможешь таки наскрести на своё лечение от рака... Кажется, мы радуемся вместе с Уолтом, хоть он и занимается в сущности ужасным делом. Режиссёр берёт правильную меру, и камера то и дело скользит по венам доходящих нарколыг, по притонам и жилищам клиентов мистера Уайта, по глазёнкам несчастного ребёнка из семьи винтовых... Но всё-таки значительная часть наших эмоций – с Уолтером. Он взломал этот грёбаный мир, и хотя бы так, но остоял свой кусок счастья, свою семью, нашёл силы и средства обмануть эту жестокую систему!

Но люди не были бы людьми, если бы не совершали нерациональные поступки. Даже такой мегамозг, как Хайзенберг (подпольная кличка мистера Уайта), оказывается стреноженным нелепой привязанностью к своему подельнику – мистеру Джесси Пинкману.

Зритель 4 с половиной сезона из 5 плюётся чуть ли не каждую серию, восклицая: "Ну сколько же может косячить этот идиот!" Джесси абсолютно бедовый парень. Да, это мелкий наркоторговец был нужен Уолтеру, чтобы войти в бизнес. Но далее игра была в одни ворота: объективно можно было отцепить подельника от поезда в любой момент и выиграть более спокойную жизнь. Отчего то мистер Уайт этого не делает. Мелкий недочёт всего сериала: не совсем раскрыт источник этой привязанности. Ну да, начинали вместе. Но... впрочем, как сказано, все люди с чудинкой.

Эта бедовость Джесси сразу видна ещё одному интересному герою сериала – Гусу Фринку, подпольному наркокоролю Юго-Запада США, который для прикрытия работает владельцем и директором сети забегаловок. Гус предлагает талантливому химику Уайту действительно серьёзные деньги (сначала 3, потом 5 миллионов долларов) и оснащённую по последнему слову лабораторию. Здесь бы скинуть Джесси, и, кто знает, этот тандем проработал бы долгие годы... Гус фантастически хладнокровен, это бесконечно осторожный и расчётливый бизнесмен. И, конечно, убийца. Только одержимость Уолтера заставляет его оставить Джесси в бизнесе.

Итак, вторая часть сериала (где-то с середины 3 сезона) уже не про вставшего во весь рост маленького человека, над которым наконец перестал висеть дамоклов меч нищеты и смерти от рака (Уолтер успешно вылечился, оплатив себе самых лучших врачей). Вторая часть уже про героя Достоевского. Уолтер оказывается Игроком, Уолтер всё более явно подходит к вопросу "Тварь ли я дрожащая или право имею?" Пусть даже очень хорошо упакованная, обеспеченная, но подчинённая тварь. Уолтер хочет играть по своим правилам. В домике дядюшки Гуса ему становится неуютно, тесно. И даже крайне хладнокровное убийство одного из подельников, которое Гус совершает прямо на глазах у Уайта и Пинкмана, ничего уже не может изменить. Стык в стык, воля против воли. Вчерашний зассаный школьный химик и доходяга на нелепой тачке салатового цвета подходит к совершенно немыслимому порогу: нужно убить главу наркобизнеса, чтобы самому встать на его место.

Финальная схватка этих двух криминальных умов разрешается очень красиво. Уолтер переигрывает своего смертельного врага. Сюжет уже почти подходит к закономерному финалу: мистер Уайт богат, он обезопасил себя и свою семью. Он может просто расслабиться и получать удовольствие от жизни. Так заканчивается четвёртый сезон, и в принципе, здесь сериал мог бы остановиться. Получилась бы немного жестокая, но романтичная по замыслу история о том, как мужик борол-борол систему, да и переборол. И от лисы ушёл, и от зайца, и от ОБН, и от рака. Ну а методы... "не мы такие, жизнь такая", как сказал герой другой криминальной драмы. Но есть два обстоятельства.

О первом уже сказано: Уолтер почувствовал Власть и Силу. Он уже не может просто жить. Вы решили раскатать под ноль жалкого школьного учителя, а у него под курткой оказалась недюжее сердце, и он поймал волну. Разбудили лихо...

Второе обстоятельство – внутрисемейные отношения. Как уже сказано, муж сестры жены Уолта работает в Отделе по борьбе с наркотиками. Потом, целая история взаимоотношений с самой женой. Сначала она ничего не знает. Потом потихоньку начинает догадываться. Потом уже понимает, что её муж – ужасный человек. История отношений полна множества деталей и второстепенных линий сюжета. В самом начале Уолтер пытается сделать хоть что-то для своей семьи, пока он ещё жив, но к финалу мы понимаем, что чудовищная ложь, нужная для сокрытия тёмных дел, разъела дом до основания. Разрушила жизнь двух семей. Нельзя просто так сделаться бандитом, наубивать кучу народа, продать тонны ужасной дури, потом принести деньги к жене под сраку и снова зажить долго и счастливо. Уолтер становится настоящим зверем, жутким чудовищем, способным использовать всех и каждого ради достижения своих целей, даже детей. Со временем всё раскрывается, и деньги уже не спасают положение. Последний гвоздь в крышку гроба отношений с родными – смерть свояка Хэнка, погибшего по вине Уолта. Хэнк почти засадил своего родственничка в тюрьму, но погиб в перестрелке со знакомыми бандюками Уолта.

Кажется, Уолт к концу фильма стал воплощением дьявола: он разрушает всё вокруг себя. Мы уже давно не сочувствуем этому крутому мужику, нашедшему силы взять судьбу в свои руки. В течение последних серий мы откровенно желаем, чтобы это чудовище, этот моральный урод поскорее погиб в очередной разборке. Так наш маленький человек, сам себя выпустивший на волю, отрефлексировал тот тип общества, в котором ему довелось бороться за своё счастье. Человек ведь по сути может стать страшным, крайне коварным хищником, если он не стеснён обязательствами перед другими, перед обществом. Нет ничто страшнее злонамеренного человека, который умеет скрывать свои планы, но имеет полную решимость их исполнить во что бы то ни стало.

Мы не можем запретить таким людям, как главный герой сериала "Breaking bad", бороться за лучшее. Пока есть человек, есть и его право на счастливую жизнь. Но мы и не можем быть солидарны с преступником и убийцей. Любое хорошее художественное произведение оставляет чувства наполненными, а логику немного сломанной. Да, люди иррациональны и непредсказуемы. И в настоящей жизни редко бывает просто хэппи-энд. Чаще бывает то, что называется родным, как берёзки, русским словом "горе". Тем не менее, Уолтеру удалось оставить своим детям вполне легальные и отмытые от подозрений 10 миллионов долларов. Вот эта сумма, за которую пришлось расплатиться жизнями и судьбами. Чтобы следующее поколение смогло нормально выучиться, купить своё жильё и, может быть, начать свой небольшой бизнес. Если, конечно, не промотает в увеселениях и не спустит на наркоту. Такие вести с фронта борьбы за наше капиталистическое счастье. Только жалко героев. Обнять бы их всех большими белыми крылами и перенести в Мир Полудня. Так то люди неплохие. Да только родились не там и не тогда.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Ковидное на память

    Вы замечаете, как Россия переделывает новую модную напасть на свой Ход? Я имею ввиду, что маски носят ровно по статусу. Посмотрите внимательно на…

  • Деревня

    Сегодня рунет сотрясла новость, что хипстерский журнал "ДЕРЁВНЯ" вышел с репортажем о музее на месте казни Зои Космодемьянской. Заголовок такой…

  • Вместо традиционного поздравления

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 47 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal

  • Ковидное на память

    Вы замечаете, как Россия переделывает новую модную напасть на свой Ход? Я имею ввиду, что маски носят ровно по статусу. Посмотрите внимательно на…

  • Деревня

    Сегодня рунет сотрясла новость, что хипстерский журнал "ДЕРЁВНЯ" вышел с репортажем о музее на месте казни Зои Космодемьянской. Заголовок такой…

  • Вместо традиционного поздравления