botya (botya) wrote,
botya
botya

Новый дивный мир агрегаторов. Часть I: Анализ ситуации

Давайте поговорим о таком новом явлении глобального масштаба, как агрегаторы, и попробуем разобраться с точки зрения марксистской политэкономии, что нас может ожидать в ближайшее время в связи с их появлением.

Сначала договоримся о терминах. Агрегаторами в широком смысле принято называть крупные капиталистические компании, производства, которые выросли из определённой узкой IT-ниши, и которые собирают и обрабатывают информацию от многих участников рынка, чтобы потом предоставить её конечному потребителю (часто это физические лица, но могут быть и другие компании). Агрегаторы – это некий "второй слой" бизнеса, или мета-бизнес, который связывает между собой спрос и предложения. Короче говоря, агрегатор – это оживший рынок в узком понимании, как место, где происходит торговля, но ставший уже сам бизнесом, со своими целями и задачами.

Самые известные агрегаторы российского и мирового масштаба – такие компании, как Яндекс (в первую очередь, Яндекс.Такси и Яндекс.Маркет), Uber, Booking, AirBnb, Aviasales. Более того, агрегаторами по сути являются и такие компании, как Google, Facebook и даже Apple (далее это будет разъяснено).


Конечно, сами рынки существуют столько, сколько вообще существует история меновой торговли. Со временем владельцы рынков научились получать преимущества из своего положения. Самое простое и очевидное: это брать плату с продавцов за место, в которое приходит много покупателей, чтобы первые имели доступ к платёжеспособному спросу. Самую примитивную реализацию этой модели мы все могли наблюдать в 90-е, когда, с одной стороны, было много непрофессиональных продавцов с самым разным товаром, от старых книг до свежей рыбы, с другой стороны, были бригады братков, которые обеспечивали безопасность и недопуск конкурентов, которые не заплатили, как все (и таким образом, имели некоторое экономическое преимущество).

Сфера торговли развивалась, её формы вместе с концентрацией капитала в немногих руках приобретали всё более сложный вид. Современный торговый центр, построенный в любом из городов планеты, является уже достаточно продвинутым предприятием. Торговые площади строго распределяются согласно новейшим маркетинговым знаниям, в магазинах играет специально подобранная музыка. Менеджмент торговых центров часто устраивает специальные мероприятия с целью завлечь к себе дополнительные категории покупателей. Уже сами торговые центры не являются просто местом, куда и так приходит покупатель. Всё продумывается ещё до этапа строительства: где выгоднее построить новый центр, как он увяжется с планами новой застройки города, каким архитектурным новшеством привлечь покупателя в первое время, как правильно подбирать арендаторов, чтобы поток покупателей давал максимальную прибыль им, а, как следствие, и владельцу ТЦ через увеличенные арендные ставки. Торговые центры теперь работают в поле настоящей конкурентной борьбы друг с другом. Организация этого дела давно ушла от тех времён, когда в центрах городов и селений было обычное торжище.

Последние десятилетия мы живём в эпоху персональных компьютеров. Применительно к торговле сначала они помогали в складском и учётном деле, отчасти могли служить для статического просчёта маркетинговых стратегий. Потом по мере развития техники рынок всё теснее стал увязываться с производством: благодаря компьютеризации производитель получал всё больше метрик о том, как продаётся и используется товар, от чего зависит выбор покупателя. Торговая точка стала важным поставщиком как маркетинговой, так и технической информации для производителя (через обработку претензий к товару и накопления диагностической объективной информации). Наконец, сами торговые точки стали всё больше взаимодействовать с покупателем. Так, например, давно уже применяются специальные камеры и софт, которые по движению глаз покупателей позволяют вычислять наиболее выгодное положение товара на полке, делать выводы об успешности дизайна упаковки и так далее.

Но главные изменения в торговле, безусловно, являются следствием получения широкого доступа покупателей к Интернету.

Первым и самым главным новшеством, которое привнесло появление Интернета, стали интернет-магазины. Действительно, зачем покупателю перемещаться в магазин или рынок на какой-то улице, когда вся информация о товаре доступна прямо в персональном компьютере, а приобрести его с доставкой можно по банковской карте, не вставая со стула? В мире продолжается бум интернет-торговли, которая растёт практически во всех странах и всё более уверенно вытесняет привычные виды торговли:


Объём интернет-торговли в мире (миллиарды долларов). Данные для 2017-2021 являются прогнозными


Доля интернет-торговли от всего объёма мировой торговли. Данные для 2017-2021 являются прогнозными


Российский рынок интернет-торговли растёт, в том числе за счёт заказов, сделанных на заграничных площадках

Это так называемый web 1.0, точнее, его часть, которая касается нашей темы. Производители и торговые предприятия теперь стали доступны по проводам и буквально по воздуху (через WiFi и мобильный интернет) почти в любой точке Земли любому покупателю. Но интернет дал ещё ряд возможностей.

В самом деле, теперь ничто не ограничивало расширять не только аудиторию покупателей, но и аудиторию продавцов. Иными словами, стали расти площадки, которые связывали очень большое число продавцов с неограниченным числом покупателей. Таким образом, появились собственно торговые агрегаторы. Например, вы открываете сайт AliExpress и видите совершенно потрясающий выбор самых вообразимых и невообразимых товаров.

Общий доход группы AliBaba (в которую входит и сайт AliExpress) за 2018 год составляет около 40 млрд долларов, чистый доход после уплаты налогов 4,8 млрд долларов, 576 миллионов активных покупателей за год (по материалам сайта Investing.com и из официальных отчётов компании).

Отчасти такие агрегаторы напоминают старые добрые интернет-доски объявлений вроде Avito или старой версии Яндекс.Маркет. Однако суть нововведений в том, что сайт-агрегатор является для покупателя уже полноценном торговым агентом: он даёт исчерпывающую информацию о продавце и его товаре, составленную по понятным лекалам. Он даёт возможности по оплате и доставке, являясь авторитетным посредником и часто страховщиком от случаев мошенничества. Он учитывает ваши предпочтения, которые вычислены по опыту поиска и покупки товаров, и предлагает примерно то, что вам нужно. Агрегаторы также дают дополнительную потребительную стоимость продавцам: кроме собственно площадки с качественным покупателем, им предоставляется возможность для конкуренции за его внимание по ясным и понятным правилам. Продавцам даются широкие возможности по оплате и доставке товара. Крупный агрегатор может предоставить более эффективные и выгодные каналы маркетинговой коммуникации с покупателем, которые сам единичный продавец никогда не смог бы себе позволить, не являясь компанией хотя бы мирового масштаба.

Агрегаторы в сфере торговли буквально изменили её характер по всей планете, насколько быстро, настолько и необратимо:


Продажи лидера американского рынка Amazon (миллиарды долларов)


Продажи лидера китайского рынка Alibaba (миллиарды юаней)


Оборот компании Booking Holdings. владельца популярных сайтов Booking.com, Kayak.com, Agoda.com (миллиарды долларов). В 2017 году 673 миллиона раз было заказано жильё, 73 миллиона раз арендные автомобили

Вполне может быть достаточно скоро оффлайн-торговля многими вещами, во всяком случае, на масс-маркете, редуцируется до предоставления тестовых образцов, которые покупатель сможет оценить перед тем, как сделать заказ онлайн. Вместо бесконечных магазинов известных марок одежды и обуви будет несколько шоу-румов, где покупатель сможет примерить товар из новой коллекции, пощупать его руками, и спокойно сделать окончательный выбор. Но возможно, и эти функции оффлайн-торговли будут нужны только ограниченному числу покупателей: ещё более эффективной представляется модель бизнеса, когда клиент просто присылает свои основные метрики – объём талии, длину рук, рост и фотографию в полный рост – а софт на стороне продавца-агрегатора сам строит по этим данным 3D-модель покупателя и предоставляет ему визуально понятного аватара, который можно виртуально одеть в самую разнообразную одежду. Похоже, от действительно массового внедрения подобной модели бизнеса нас отделяет только реликтовая привычка значительной части покупателей (в-основном женского пола) видеть в сеансах оффлайн-шоппинга в первую очередь средство релаксации и даже культурного отдыха.

Но если отбросить шутки в сторону и посмотреть, чем ещё являются для нас агрегаторы, то нетрудно увидеть следующие вещи.

Во-первых, агрегаторы являются крайне доходными бизнесами, их маржинальность, как и рост капитализации, поражает любое воображение. Не зря Джефф Безос, основатель и основной владелец Amazon, имеет запредельное по любым меркам состояние, оцениваемое в моменте в 144 000 000 000 долларов! Но поскольку сам объём мировой торговли, как в физическом выражении, так и в денежном, не растёт такими темпами, у нас может появиться мысль, что эти немыслимые деньги агрегаторы не столько зарабатывают сами, сколько забирают у других участников рынка, перераспределяя прибыль в свою пользу. Во-вторых, мы давно уже заметили, что агрегация информации о нас, о наших предпочтениях может давать не только плюсы, но и смутно ощущаемые минусы. Кроме совсем уж очевидных случаев утечки персональной информации, когда данные попадают в открытый доступ, мы также замечаем, что не всегда агрегаторы стремятся удовлетворить наши запросы. Бывает так, что агрегаторы всё более агрессивно формируют наши запросы. В-третьих, наконец, в последние годы агрегаторы из верных друзей потребителя начинают превращаться в строгого и безжалостного работодателя.

И об этом предлагается поговорить в следующей части статьи.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments