botya (botya) wrote,
botya
botya

Что такое соцсеть?

А вот ещё задачка про коммунизм.

Подумать заставил очередной автоматический бан в Facebook: там робот проходит по старым записям и оставленным комментариям. На этот раз нашли слово "хохловство", которое я написал чорт знает когда, больше года назад точно. За любое употребление корня "хохол" эта американская сеть нещадно карает и сейчас, поэтому мне был выдан месяц карцера.

Так всё-таки, что такое современные соцсети? Если рассматривать через хитрый марксистский прищур?




Вроде бы соцсеть – обычный материальный актив, которым владеют совершенно конкретные капиталисты. Есть средства производства: инфраструктура, в которой программисты разрабатывают и поддерживают программный код, Есть стоимость доменного имени, патенты, контракты, обязательства. Есть такая важная на рынке вещь, как бренд: узнаваемость, популярность.

Есть такой трудноформализуемый фактор, как вовлечённость. Её можно описать так. Допустим, я обыватель, у меня нет насущной потребности в пользовании соцсетью. Facebook не продаёт что-то, что удовлетворяет мои потребности. Однако. Все мои друзья, знакомые, родственники и коллеги по работе уже давно в этой соцсети, и я не могу быть полноценным членом общества, не имея там хотя бы номинального аккаунта для общения по некоторым насущным вопросам. Я тут немного сгустил краски, но в принципе, для многих людей дело обстоит именно так: хочешь быть "нормальным" членом общества – будь добр иметь аккаунты хотя бы в нескольких соцсетях.

Но с некоторыми современными производственными процессами, которые условно можно отнести к приметам постиндустриальной эры, есть одна интересная деталь.

Ведь что такое Facebook или любая другая соцсеть? Конечно, не только сама IT-инфраструктура, которая предоставляет нам место и показывает нам рекламу и на этом зарабатывает. На самом деле, любая соцсеть создаётся не только работниками, пролетариатом, чей труд эксплуатируют акционеры, вложившиеся в создание соцсети. Дело в том, что соцсеть также создаётся её пользователями.

Если приводить аналогию из той сферы, гда нам также продают рекламу, то можно рассмотреть ТВ или радио. Действительно, мы сами часто не платим за прослушивание радиоэфира или просмотр ТВ (тут опустим все ненужные частности, что ТВ немного, да стоит). Главное – мы являемся потребителями рекламы, которую на нас порой льют совершенно нещадно. Итак, классическая схема: есть производитель, который продаёт рекламодателю место в трансляции своего продукта, и есть широкий круг потребителей продукции этого производителя медиа-продукта, который поневоле ещё и является теперь потребителем рекламы.

В модели соцсети мы все, потребители рекламы, приносим на такую радиостанцию песни сами! ТВ-каналы, будь они устроены так, как соцсети, показывали бы только то, что мы сами отсняли и принесли. На таком ТВ просто нет никаких передач, никаких журналистов, никаких ведущих. Есть только владелец студии, который, с одной стороны, бесплатно предоставляет каждому возможность высказаться, с другой стороны, получает за это деньги.

В старой модели владелец предприятия связан со своими работниками узами обязательств: контрактом, трудовым кодексом, иными законами. В модели соцсети владелец предприятия может поступать с производителем контента ровно так, как ему вздумается: например, блокировать его учётную запись по только одному ему понятным причинам. Или, когда экземпляр контента, который произведёт пользователь, вдруг станет популярным, снять все сливки с такой популярности, получив в своё распоряжение весь рекламный доход.

Теперь задача: а кого эксплуатирует владелец соцсети?

ps. Своё мнение я выскажу немного позже, оно у меня имеется. Интересно послушать ваши
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments