botya (botya) wrote,
botya
botya

Category:

Проблемы на дорогах



Некоторое время назад проехал по Дмитровке, от МКАД до Бетонки. То, что сейчас напишу, в принципе справедливо для всего нашего дорожного администрирования, но конкретно на этой трассе его кризис выражен очень ярко.

На самом деле, у нас в общественном обороте нет устойчивого термина, который описывает проблему. Можно сказать больше: нету даже языка, на котором можно говорить о подобного рода проблемах. В то время как в реальности проблема, безусловно, существует. Мало того, они сильно влияют на людей. Поэтому общественные установки, базирующиеся на урезанном словаре, не отражающем действительности, сильно идут вразрез с самой жизнью, в этой точке локализуется настоящий кризис.

Я говорю о том, что обобщённо можно называть "невротизацией движения". Кажется, Петр Шкуматов об этом недавно писал, как человек, много и по делу говорящий на тему автомобильного движения. Проще пояснить на примере.

Я ехал "против шерсти", то есть в Область, в то время как дачный поток уже начал тошнить в сторону Москвы. То есть моё движение было примерно с разрешённой скоростью, без долгого стояния в пробках, на светофорах. Так вот, если сделать метрики такого движения, происходящего в благоприятных, так сказать, расчётных условиях, под которые и строятся наши дороги, сделать запись объективных параметров на чёрный ящик, то можно сделать невесёлый вывод.

Водитель постоянно должен менять значимые параметры своего движения. В первую очередь, конечно, это скорость. У нас на обычных дорогах просто запредельное, безумное количество знаков ограничения скорости. Водитель в течение минуты, едучи по обычному загородному шоссе, должен сбрасывать до 60, иногда до 40, потом ему снова можно ехать 90, потом населённый пункт (табличка на белом фоне), и можно 100 или 200 метров, пока кончится эта деревенька о трёх домах, ехать 60, потом снова 90, и потом перед поворотом 40. И так далее, так далее.

Все эти ограничения не просто так, в пустоту. Вторая проблема (именно проблема, я настаиваю!) - у нас на дорогах просто дичайшее количество камер, которые мерят превышение скорости. Дичайшее. Мало того, не просто установленные за этими постоянными знаками ограничения скорости. В этом году я уже дважды получал штрафы с треног, которые ставят по очень "хитрой" (на деле - просто убийственной) технологии.

Есть длинный участок со сплошной полосой, обгонять нельзя. Перед вами чадит вереница убитых перегруженных КАМАЗов, везущих арбузы. Навстречу движение тоже достаточно плотное. Наконец, вот она - долгожданная прерывистая. Надо жать на газ, чтобы преодолеть эту вонючую процессию и двигаться дальше комфортно. Естественно, обгон должен быть выполнен безопасно, режим газа подбирается с запасом, чтобы не возвращаться обратно в свою полосу уже перед самым носом встречных. Короче, вы давите тапку в пол, обгоняя процессию, превышаете те самые заветные 110 за городом, и вас, довольного, фотографирует тренога. Штраф за превышение.

Я настаивают, что треноги стали ставить именно в таких местах, где в завершающей фазе обгона автомобили часто превышаю "разрешённую" скорость. Поэтому, что приходится делать водителю теперь? - Правильно! Не только обгонять, думая, как безопасно выполнить манёвр, но ещё параллельно вычислять, как бы так обогнать, не превысив и не врезавшись во встречный поток. Нет слов.

Надеюсь, многие уже понимают, о чём это. Наше обыденное, не какое-то там гоночное и дрифтовое, а простое обычное вождение - оно насквозь невротизировано. Зачастую без дела. Конечно, есть ситуации, когда дорогу по уму сделать в данный момент невозможно (допустим, шоссе пролегает через населённый пункт), и там, в опасном для пешеходов месте, можно и поставить знак ограничения скорости с камерой. Но дело в том, что никто в принципе не думает о том, какой в итоге режим вождения программируется.

Все рубят бабки. Госорганам, которые по идее, должны заботиться о безопасности движения, дали в руки инструмент по взыманию "дорожной ренты". Формально - формально! - постоянный контроль скорости якобы должен сделать вождение более безопасным. Ну да, в ПДД так и написано - "...вплоть до полной остановки ТС". То есть тише едешь - дальше будешь.

На деле мы получаем водителя, который постоянно должен дёргаться насчёт своей адекватности знакам и правилам. Широченная Дмитровка, трасса 4 полосы в одну сторону, отбойник посередине и стены по бокам (пешеход не выбежит) - ограничение "60". Почему, зачем?

В нашем дорожном администрировании нет никакой логики. Нельзя предугадать, что же будет за поворотом. Нельзя спокойно доехать по дороге, не боясь постоянно получить штраф за скорость. Нельзя просто приехать к зданию, не интересуясь заранее - есть ли там парковка или нет. Она может быть запрещена просто так, несмотря на имеющееся возле здания место и редкое автомобильное движение. Нельзя понять, почему на некоторых длинных прямых участках запрещён обгон. Вот просто кому-то надо было нарисовать длинную сплошную. Наверное, там в конце участка частенько дежурит наряд ДПС...

Невротизация. Кафкианство.

Не могу сказать, что я много где ездил по миру за рулём, но есть места, где люди прекрасно обходятся без подобных истязаний. Причём не только за границей (всё никак не напишу эссе о поездках по дорогах Испании: боже, как там хорошо водить!), но и у нас. Например, в этом году довелось поездить по Сибири - Хакасия, Красноярский край. Почти полное отсутствие камер и идиотских знаков. Как результат, движение более размеренное. Ты едешь, чтобы ехать, ты просто занимаешься ездой. У тебя не болит постоянно голова, до какой отметки надо сбросить тут или вот тут, и почему здесь нельзя припарковаться. Что самое характерно: люди, оказавшиеся без "обязательного" государева поводка, не ведут себя как дебилы. В смысле, на длинной прямой в хакасских степях никто не топит 200 на бюджетной машине класса "Форд Фокус". Все едут комфортно и адекватно - в вилке от 100 до 130. Людей не надо постоянно контролировать - они сами могут позаботиться о безопасности своей жизни. Подсказывать надо редко и по делу.

Контроль и недоверие.

Кажется, Путин не так давно заявил, что у нас там где-то в планах снизить смертность на дорогах до нуля. Есть самые серьёзные опасения. что на всю страну будет натягиваться именно московско-татарстанский опыт, а не каталонский или красноярский. Давить, давить и ещё раз давить прессом неминуемых штрафов всякого, кто посмел сесть за руль.

Мы будем недоумённо кивать: мол, ну да. всё же во исполнение Правил дорожного движения, написанных кровью... И всё больше не понимать, отчего так: движение всё более нервное, трудное. Люди за рулём напряжённые, перегруженные ненужной информацией. Дороги всё лучше, а ездить всё неприятнее.

Пока это проблема - серьёзная проблема! - почти никак не описывается в установочных документах, статьях. Мы ещё не ввели в обиход такое понятие, как комфортное движение. Хотя, казалось бы, всё на виду. Несложно снять всевозможные метрики. Наконец, можно просто сделать опросы: что раздражает, что не сделано по уму, как было бы лучше?..

Но старый, формальный язык общения государства и водителя выгоден первому. Позволяет спросить с каждого. Это власть над водителем, а от неё государство добровольно вряд ли откажется.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 63 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →