botya (botya) wrote,
botya
botya

Categories:

Россия, которую мы потеряли

А вот ещё примета нашего времени.

Есть в любой культуре такие аккорды, которые принято брать правильно. Есть свои, есть общие для всех мировых культур (например, склонять голову на могилах павших героев).

У нас в России с Катастройкой стало модно, почти обязательно горевать по разрушенным церквАм. Это не только прямое в лоб РКМП, мол, большевики всё порушили, окаянные. Это и набор гораздо более мягких оттенков. Но сам этот тон, лад, на который говорят о старых зданиях церквей журналисты, писатели, герои художественных фильмов, - он такой, мечтательно-печальный. Мол, святое не сберегли. И часто призыв к действию, негромкий, но как бы такой, который нельзя не услышать: "Надо восстанавливать!". Это как матери отказать на её просьбу. Не отказывают. А если нет средств помочь, то сгорают от стыда.




Причём, если присмотреться внимательно, пошло это ещё с советского времени, годов с 70-х. Во всяком случае, кое-где в фильмах это заметно. И Партия не накладывала своё цензурное вето. Как мы теперь знаем, Партия тогда первой и стала сбиваться с пути, перейдя с модерна обратно на декадансную тоску по "столбовой дороге человечества"...

Но опять же, посмотрим на это дело с точки зрения простейших знаний по истории. Сразу говорю, вера - личное дело каждого, переубеждать ни в какую сторону не станем, да и не имеет смысла.

Однако. Что такое сотни церквей из репортажа по ссылке, которые были полны народу до Революции, но потом опустели, были разрушены, забыты?

Во-первых, это преимущественно сельское население. С развитием цивилизации население везде, по всему миру становится преимущественно городским. Другой вопрос - как идёт эта урбанизация: мне, например, не нравится современный российский бетонострой. Однако в ретроспективном взгляде на век XX опустение деревень есть процесс объективный.

Во-вторых, церковь есть центральная точка притяжения селян, прежде всего, при феодальном строе. Необразованное население, прикреплённое к своим господам, исправно ходит на воскресные службы. С развитием наук и свобод появляются библиотеки. Буржуа оставляют после себя театры и вокзалы (впрочем, и церкви тоже: традиция менялась медленно).

В-третьих, церковь до Революции жила эксплуатацией населения, как и остальные реакционные слои. Большевики не запрещали церкви и тем более веру сразу после Революции. Патриарх вполне себе писал антибольшевистские воззвания и расстрела не боялся (кстати, сама Патриархия тоже была восстановлена после Революции, Февральской). Разруха в Церковь пришла прежде всего по экономическим причинам: освобождённые от обязаловки люди перестали нести свои требы попам. Истинно верующие, безусловно, остались, но на их воспомоществование такое роскошное хозяйство было уже не прокормить. Церкви начали приходить в запустение за ненужностью. Кое-где были и расправы по старым счетам.

Те руины, которые мы видим теперь, естественно, никто не будет восстанавливать. Сейчас возрождается попытка снова загнать в церкви народ, однако основное население теперь в городах, и основное поле битвы за "восстановление веры" - это, конечно, Москва. Там платёжеспособный спрос, там, согласно закону, подписанному "передовым, современным" Президентом РФ Д.А.Медведевым (https://rg.ru/2010/12/03/tserkovnoedobro-dok.html) РПЦ осуществляет возврат себе "исконных" самых лакомых и дорогих кусков земли. В Москве же принята программа по строительству 200 храмов на окраинах, иногда на месте городских парков.

Но и этот современный виток архаики рано или поздно закончится, и тогда уйдёт в небытие сей тоскливый взор на разрушенные здания церквей. Да, некоторые памятники архитектуры и культуры, безусловно, нужны нашей стране. Собственно, дело за сохранение самых выдающихся церквей положил, как ни странно, сам Ленин, который своим прямым участием сберёг Собор Василия Блаженного. Должны остаться и некоторые другие столичные храмы, суздальские, владимирские и так далее.

Но людям больше не нужно будет горевать по разваливающимся свидетельствам позднего феодализма. Пришли церкви в запустение, обезлюдели деревни? - Так то люди перешли на индустриальный способ организации экономики. Стали учиться, стали кушать вдоволь, стали дольше жить. Дети перестали умирать как мухи. Бабушкам в старости появилась кое-какая, но помощь, и теперь не только на боженьку стало можно уповать, но и на собес, и райком, и просто пенсию получить.

Я несколько раз был в Индии: вы, наверное, помните последний февральский репортаж. Вот там низовая вера всё ещё очень жива. И идёт она бок о бок с нищетой, архаикой в экономических отношениях, необразованностью, гнётом со стороны богатых классов. Нам туда не нужно точно!

========================

Ссылка на репортаж, побудивший написать эту заметку, здесь: https://macos.livejournal.com/1608784.html
Tags: РКМП, РПЦ, Церковь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments