botya (botya) wrote,
botya
botya

Россия, которую мы потеряли

А вот ещё примета нашего времени.

Есть в любой культуре такие аккорды, которые принято брать правильно. Есть свои, есть общие для всех мировых культур (например, склонять голову на могилах павших героев).

У нас в России с Катастройкой стало модно, почти обязательно горевать по разрушенным церквАм. Это не только прямое в лоб РКМП, мол, большевики всё порушили, окаянные. Это и набор гораздо более мягких оттенков. Но сам этот тон, лад, на который говорят о старых зданиях церквей журналисты, писатели, герои художественных фильмов, - он такой, мечтательно-печальный. Мол, святое не сберегли. И часто призыв к действию, негромкий, но как бы такой, который нельзя не услышать: "Надо восстанавливать!". Это как матери отказать на её просьбу. Не отказывают. А если нет средств помочь, то сгорают от стыда.




Причём, если присмотреться внимательно, пошло это ещё с советского времени, годов с 70-х. Во всяком случае, кое-где в фильмах это заметно. И Партия не накладывала своё цензурное вето. Как мы теперь знаем, Партия тогда первой и стала сбиваться с пути, перейдя с модерна обратно на декадансную тоску по "столбовой дороге человечества"...

Но опять же, посмотрим на это дело с точки зрения простейших знаний по истории. Сразу говорю, вера - личное дело каждого, переубеждать ни в какую сторону не станем, да и не имеет смысла.

Однако. Что такое сотни церквей из репортажа по ссылке, которые были полны народу до Революции, но потом опустели, были разрушены, забыты?

Во-первых, это преимущественно сельское население. С развитием цивилизации население везде, по всему миру становится преимущественно городским. Другой вопрос - как идёт эта урбанизация: мне, например, не нравится современный российский бетонострой. Однако в ретроспективном взгляде на век XX опустение деревень есть процесс объективный.

Во-вторых, церковь есть центральная точка притяжения селян, прежде всего, при феодальном строе. Необразованное население, прикреплённое к своим господам, исправно ходит на воскресные службы. С развитием наук и свобод появляются библиотеки. Буржуа оставляют после себя театры и вокзалы (впрочем, и церкви тоже: традиция менялась медленно).

В-третьих, церковь до Революции жила эксплуатацией населения, как и остальные реакционные слои. Большевики не запрещали церкви и тем более веру сразу после Революции. Патриарх вполне себе писал антибольшевистские воззвания и расстрела не боялся (кстати, сама Патриархия тоже была восстановлена после Революции, Февральской). Разруха в Церковь пришла прежде всего по экономическим причинам: освобождённые от обязаловки люди перестали нести свои требы попам. Истинно верующие, безусловно, остались, но на их воспомоществование такое роскошное хозяйство было уже не прокормить. Церкви начали приходить в запустение за ненужностью. Кое-где были и расправы по старым счетам.

Те руины, которые мы видим теперь, естественно, никто не будет восстанавливать. Сейчас возрождается попытка снова загнать в церкви народ, однако основное население теперь в городах, и основное поле битвы за "восстановление веры" - это, конечно, Москва. Там платёжеспособный спрос, там, согласно закону, подписанному "передовым, современным" Президентом РФ Д.А.Медведевым (https://rg.ru/2010/12/03/tserkovnoedobro-dok.html) РПЦ осуществляет возврат себе "исконных" самых лакомых и дорогих кусков земли. В Москве же принята программа по строительству 200 храмов на окраинах, иногда на месте городских парков.

Но и этот современный виток архаики рано или поздно закончится, и тогда уйдёт в небытие сей тоскливый взор на разрушенные здания церквей. Да, некоторые памятники архитектуры и культуры, безусловно, нужны нашей стране. Собственно, дело за сохранение самых выдающихся церквей положил, как ни странно, сам Ленин, который своим прямым участием сберёг Собор Василия Блаженного. Должны остаться и некоторые другие столичные храмы, суздальские, владимирские и так далее.

Но людям больше не нужно будет горевать по разваливающимся свидетельствам позднего феодализма. Пришли церкви в запустение, обезлюдели деревни? - Так то люди перешли на индустриальный способ организации экономики. Стали учиться, стали кушать вдоволь, стали дольше жить. Дети перестали умирать как мухи. Бабушкам в старости появилась кое-какая, но помощь, и теперь не только на боженьку стало можно уповать, но и на собес, и райком, и просто пенсию получить.

Я несколько раз был в Индии: вы, наверное, помните последний февральский репортаж. Вот там низовая вера всё ещё очень жива. И идёт она бок о бок с нищетой, архаикой в экономических отношениях, необразованностью, гнётом со стороны богатых классов. Нам туда не нужно точно!

========================

Ссылка на репортаж, побудивший написать эту заметку, здесь: https://macos.livejournal.com/1608784.html
Tags: РКМП, РПЦ, Церковь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments