botya (botya) wrote,
botya
botya

Про Uber, Яндекс-такси и прочее современное прогрессивное

Как-то давно у Антона Лазарева anlazz была статья насчёт того, как фашисты могли прийти к власти в Германии. Мол, такая культурная, передовая нация, и вдруг пошла на поводу у мрази, как-будто все ослепли.
В связи с распостранением онлайн-сервисов такси можно и у нас наблюдать, как именно.

Уже не первый раз замечаю следующую позицию. Индивид говорит: да, такси стало быстрее и дешевле, да, теперь кидаются на заказ, а раньше ещё надо было уговаривать эти морды довезти за разумную плату, да, теперь за рулём в-основном азиаты, да (тут важно!) я знаю, что они сидят за рулём по 20 часов в сутки без выходных, чтобы отбить затраты и хоть что-то заработать, но, мол, это не мои проблемы, я как потребитель прав, потому что плачу деньги, а они пусть сами решают свои проблемы.

Де-факто мы имеем молчаливое согласие человека с существованием прям рядом с ним в XXI веке настоящего рабского труда.
Причём это согласие не является каким-то специальным идеологическим манифестом, позицией или давно ожидаемой победой "высших" над "низшими". Оно является плодом простого как три копейки экономического механизма тотальной конкуренции, modus operandi которой является "умри ты сегодня, а я завтра".

При широком распостранении сугубо капиталистических отношений (снижение издержек, повышение эффективности на вложенный капитал) ухудшение жизни какой-то части эксплуатируемых является само собой разумеющимся. Дело остальных - избегать попадания в эти "крайние" классы после очередной "пересдачи колоды" (читай, внедрения очередной технологической новинки). Основным аргументом попавших на "правильную сторону" является такой: я плачу вам деньги, рынок всё расставит по своим местам (апеллирование к стихии рынка как к абсолютному началу, которое и решает, кому жить, а кому нет).

Из всего этого не следует делать вывод, что автор строк занимает уникальную морализаторскую позицию. Все мы так или иначе покупаем вещи, сделанные, допустим, подневольными детьми на китайских или индонезийских фабриках. Однако тут ключевым является отношения индивида к сложившейся ситуации. Кто-то сочувствует более несчастным, чем он, а кто-то говорит: я плачу деньги, меня больше ничего не волнует. Когда Эффективность и прочие экономические абстракции становятся высшим мерилом, по которому измеряется человек и его труд, тогда и возможен фашизм.

ps. Кстати сказать. Во многих странах мира на передовика бездушной IT-эксплуатации человека компьютерной программой Uber совершаются откровенные нападки, иногда с участием профсоюзов, а то и государственной власти. У нас же, в день, когда у офиса Яндекс-такси бузили немногочисленные смельчаки от этого не слишком дружного цеха, основной вал комментариев был с мыслью "какого хрена эти козлы о себе думают?"

Кажется, многие страницы развития классового общества нам ещё только предстоит перечитать заново. Большевики, конечно, сделали подлянку: с ними выросли целые поколения, которые напрочь забыли, что власть бездушного невидимого капитала (т.н."невидимой руки рынка") бывает куда жёстче и недоговороспособнее власти конкретного держиморды и кувшинного рыла.
Tags: uber, Социализм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments